Кристи Андерсон приводит интересный спор между сторонниками протяжённых в плане базилик и центральнокупольных храмов (centralized plan churches) в эпоху Ренессанса. Первые считали, что центральнокупольный план возвращает храмовую архитектуру к греко-римской религии до прихода Христа. Их аргументом против такого "ренессанса", кроме неприятия ссылок на языческую древность, был в том, что греческо-крестовая планировка (greek cross plan) несомненно сокращала число посетителей храма. Вторым аргументом была традиционная форма литургии, которая сложилась в западной церкви именно для прямоугольных в плане зданий. Тем не менее, в архитектуре итальянского возрождения можно найти немало примеров круговых католических храмов. Какие же существуют объяснительные теории возникновения центральнокупольных планировок в католической христианской архитектуре XV века? Ниже я представлю несколько из них. Социологическая теория Центральнокупольные храмы возникли из-за нужды улучшить выполнение специальной функции – это обслуживание паломников. Андерсон пишет, что западные паломнические церкви (piligrimage churches) имеют давнюю средневековую историю. Проекты такого типа церквей должны были иметь отдельные часовни с реликвиями святых. Однако, до сих пор планы таких церквей ничем не выделялись. Изменения концепции "паломническая церковь" произошли в XV веке. По преданию, идеи проектов имели трансцендентальное происхождение. Например, в 1484 году в городе Прато центральной Италии, к юноше во сне пришла сама Дева Мария, чтобы показать каким должен быть проект паломнической церкви ... (продолжение следует) 1) Giuliano da Sangallo, Sta MAria delle Carceri, 1485-99, Prato, Italy https://youtu.be/K0sNhagc6Jc 2) Plan of Leon Battista Alberti's church in Mantua, S. Sebastiano (1460) 3) Теория Виттковера Трактат Альберти: программа или канон идеального храма Трактат Филарете

Теги других блогов: архитектура церковь Ренессанс